РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ НАПИСАНИЯ АВТОБИОГРАФИИ
Автобиография начинается со слов "Я, фамилия, имя, отчество…". Далее информация о себе излагается в свободной форме, но при этом следует учесть несколько требований:
" автобиография должна быть немногословной, но вместе с тем развёрнутой, отражающей основные события вашей жизни;
" важно, чтобы информация, указанная в автобиографии, помогала вам представить свою жизнь в максимально выгодном свете, не искажая при этом реальных фактов и событий;
" при описании конкретных событий из своей жизни не забудьте указать ваше отношение к ним и, что более важно. Аналитические выводы, которые были сделаны после этого события;
" текст автобиографии и её оформление должны быть максимально удобными для чтения. Записи выполняются (печатаются) на качественной бумаге, крупным шрифтом или разборчивым почерком.
Автобиография должна быть подписана и датирована. Если она занимает несколько листов, то подписывается каждый лист.
ПЛАН НАПИСАНИЯ АВТОБИОГРАФИИ
Фамилия, имя ______________________________________________________
Родился (лась) (день, месяц, год, место рождения) _______________________
Образование (класс) ________________________________________________
Информация о родителях, семье (кто родители, сколько детей в семье) __________
1. Дошкольное детство.
* Чем увлекался (лась) в дошкольном возрасте, ходил (а) ли в детский сад __________
*Любимые игрушки ________________________________________________
*Детские мечты, желания ____________________________________________
2. Школьная жизнь.
*Первое впечатление о школе ________________________________________
*Самое яркое событие, связанное со школой ____________________________
*Кем я хотел (а) быть в 7 - 9 лет и почему ______________________________
*Лучшее событие в моей жизни (описать событие, впечатления) ______________________
*Моя первая награда (какая награда и за что, впечатления) _________________________
*Полезные советы (выводы), полученные в результате жизненного опыта ______________
*Человек, оказавший на меня большое влияние__________________________
*Переломный момент в моей жизни (краткое описание) __________________
*Отношения с родителями в детстве и в настоящее время _________________
*Взаимоотношения с друзьями, ровесниками и другими людьми _______________
3. К профильному обучению.
*Интересы, любимые занятия ________________________________________
*Над чем мне необходимо работать: личностные качества, знания и умения ________
*Любимые школьные предметы, разделы или темы ______________________
*Предметы, которые мне нужны для овладения профессией _______________
*Какими последними достижениями, открытиями в интересующей меня сфере я могу поделиться (например, в математике, в спорте…) ____________
*Какие есть в этой области нерешённые вопросы, задачи _________________
НАПИСАНИЕ ЭССЕ "РАЗРЕШИТЕ ПРЕДСТАВИТЬСЯ…"
Мы предлагаем примерный план эссе, которое может быть выполнено в виде продолженных предложений.
1) Разрешите представиться, меня зовут ______________________________
Я _________________________________________________________________
2) Я люблю ________________________________________________________
3) Я не люблю ______________________________________________________
4) Мне интересно ___________________________________________________
5) Я умею _________________________________________________________
6) Я могу научить других (чему?) _____________________________________
ПАМЯТКА "КАК СОСТАВЛЯТЬ ПЛАН"
1. Ты самостоятельно или осознанно принимаешь предложенную тебе кем-то цель. При этом ты должен задать себе три вопроса:
- Что ты делаешь?
- Для чего ты делаешь?
- Как ты делаешь?
2. Составляем план = программу действий. План нужно проговорить, а лучше написать. Можно сделать план через цепочку (если, то…).
3. В процессе выполнения плана внимательно проверяй, правильно ли ты работаешь, не допускаешь ли ошибок. А если они появились, проверь не только конкретный пункт, но и весь план в целом.
КАК РАБОТАТЬ С ТЕТРАДЬЮ
Задумывался ли ты когда-нибудь о назначении тетради? Для чего она нужна? В тетради ученики выполняют классные и домашние задания; учитель, проверяя тетради, выставляет оценки; в тетради фиксируется самое важное по теме урока и т.д. Конечно, тетрадь необходимо правильно оформить и вести её в соответствии с требованиями учителя. "Это мне всё известно и понятно", - ответишь ты и будешь, конечно, прав. Но хочется произнести слова: "Люби тетрадь, и она тебе поможет". Действительно, хорошо оформленная, аккуратная тетрадь не только подскажет тебе на уроке и дома, но и поддержит, повысит настроение в трудную минуту. Просматривая свою тетрадь, ты восстановишь в памяти пройденный материал; ещё раз обратишь внимание на свои ошибки с тем, чтобы их больше не делать… Относись к своей тетради как к другу, и она ответит тебе тем же!
СОВЕТЫ ПО ОФОРМЛЕНИЮ, ВЕДЕНИЮ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ТЕТРАДИ
1. Оформление тетради:
- оберни тетрадь (используй для этого специальную обложку);
- аккуратно подпиши её;
- записи производи синей ручкой, а темы выделяй зелёной (если учитель не предъявляет других требований);
- оформляй все работы в соответствии с требованиями учителя.
2. Ведение тетради:
- выполняй все работы (рисунки, схемы и др.) аккуратно;
Не рисуй и не записывай в тетради лишнего (не касающегося темы урока);
- не мни тетрадь;
- пиши аккуратно, разборчиво;
Не пачкай тетрадь;
-не стирай ручку резинкой;
- записывай правила и всё самое важное по теме урока.
* Умей проверять и исправлять ошибки:
- проверяй работу от начала к концу и наоборот;
- каждое слово читай по слогам;
- если ты не уверен в правильности написания слова, попробуй вспомнить правило;
- если ты допустил ошибку, не расстраивайся - аккуратно зачеркни карандашом;
- не используй замазку;
- делай работу над ошибками (анализ ошибок);
- если ты не уверен, сначала пиши на черновике;
- подумай, а потом пиши.
3. Использование тетради:
- просматривай записи, сделанные в тетради;
- анализируй свои ошибки, просматривая различные виды работ.
КАК УЧИТЬ СТИХОТВОРЕНИЯ
1. Желательно учить стихотворение в течение нескольких дней.
2. Прочитай стихотворение. Какие чувства оно у тебя пробудило? Постарайся представить то, о чём пишет автор.
3. Прочитай стихотворение ещё 2-3 раза и воспроизведи его по памяти целиком (можно заглядывать в книгу).
4. Обрати внимание на те места, которые хуже запоминаются. Можешь обозначить их ключевыми словами или схематичными рисунками на листке бумаги, который будет у тебя перед глазами.
5. Если стихотворение трудное, учи его по строкам: первую, затем первую и вторую; первую, вторую и третью и т.д.
6. Отложи книгу. Повтори стихотворение вечером, хорошо отдохнув после выполнения домашней работы.
7. Каждый день выразительно рассказывай стихотворение 1-2 раза кому-нибудь из друзей или родителям.
8. Повтори стихотворение утром перед выходом в школу в тот день, когда будешь рассказывать его в классе.
КАК ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ
Чтобы получить удовольствие от такого интересного, творческого вида работы как сочинение, необходимо хорошо подготовиться к нему: выбрать тему, продумать план. Приступать к работе над сочинением по литературному произведению можно только после его внимательного (лучше неоднократного) прочтения.
1. Выбор темы сочинения зависит от твоих симпатий, вкусов, отношения к героям произведения.
2. План сочинения должен включать в себя 3 пункта: вступление, основную часть и заключение.
3. Во вступлении ты можешь обосновать выбор темы, обозначить проблемы (в форме вопросов или утверждений), которые тебе предстоит раскрыть в основной части сочинения. В заключении необходимо сделать выводы, ответить на те вопросы, которые ты сформулировал во вступлении.
4. Если ты решил выбрать эпиграф к своему сочинению, помни, что эпиграф - это краткое изречение, взятое из литературных источников, отражающее ведущую мысль, характер темы.
5. Чтобы подтвердить свои мысли, используй краткие, точные и дословные выдержки из текста - цитаты.
6. Об особенностях сочинений разных жанров (сочинение-размышление, эссе, анализ поэтического произведения и т.д.) расскажет учитель. Не стесняйся задавать ему вопросы!
7. Твоя письменная речь (как и устная) должна быть связной, а это значит, что каждое следующее предложение должно продолжать мысль, изложенную в предыдущем!
РАБОТА С ТЕКСТОМ, ПЕРЕСКАЗ, ПОДГТОВКА К ИЗЛОЖЕНИЮ
1. Выбери материал в книге по нужной тебе теме.
2. Прочитай внимательно текст.
3. Постарайся сформулировать основную мысль прочитанного, ответив на в о п р о с: О чём текст? Ответ на вопрос постарайся сформулировать одним предложением.
Придумай своё название к данному тексту в соответствии с его основной мыслью.
1. Прочитай текст второй раз и составь краткий план прочитанного.
2. Перескажи прочитанное, пользуясь составленным планом.
3. Обрати внимание на правила, определения, термины, даты, которые необходимо выучить наизусть. Выпиши их. Произнеси вслух не менее 3 раз. Постарайся воспроизвести выученное устно и письменно через некоторое время.
4. Проверь себя, пересказав текст кому-нибудь, и восстанови по памяти план на черновике.
5. Можешь составить опорный конспект.
Работая над текстом подобным образом, ты сможешь хорошо подготовиться к изложению. Подготовка к изложению вряд ли потребует от тебя заучивания каких-то фактов: содержание прочитанного тебе следует передать своими словами.