Единые требования к уроку
О единых требованиях к устной и письменной речи обучающихся в деятельности педагогического коллектива школы.
Гуманизация образования включает развитие коммуникативных умений, культуры устной и письменной речи при изучении всех учебных дисциплин. Поэтому необходима такая постановка преподавания всех предметов в школе, при которой воспитание речевой культуры учащихся осуществляется в единстве, общими усилиями всех учителей.
Воспитание речевой культуры школьников может успешно осуществляться только в результате целенаправленных и квалифицированных действий всего педагогического коллектива.
- Учителю необходимо: тщательно продумывать ход изложения материала на уроке, правильность и точность всех формулировок, вопросов; грамотно оформлять все виды записей (на доске, в журнале, в дневниках учащихся и т. п.); писать разборчивым почерком.
- Не допускать в своей речи неправильно построенных предложений и оборотов, нарушения норм произношения, небрежности в выборе слов и неточности в формулировках определений, заданий.
- Систематически проводить работу по обогащению и конкретизации словаря учащихся, по ознакомлению с терминологией изучаемого предмета.
- Большое внимание уделять формированию на всех уроках умений анализировать, сравнивать, сопоставлять изученный материал, при ответе приводить необходимые доказательства, делать выводы и обобщения, использовать план при ответе.
- Учить школьников работать с книгой, пользоваться разнообразной справочной литературой, каталогами и картотекой, таблицами.
- Следить за аккуратным ведением тетрадей, грамотным оформлением всех записей в них.
- Исправлять допущенные ошибки.
- Контролировать наличие у обучающихся тетрадей по учебным предметам, соблюдение установленного в школе порядка их оформления, ведения, соблюдение единого орфографического режима.
- Использовать все формы внеклассной работы (олимпиады, конкурсы, факультативные, кружковые занятия, диспуты, семинары, КВН и т.п.) для совершенствования речевой культуры учащихся.
II. Требования к речи обучающихся
Обучающиеся должны уметь:
- излагать материал логично и последовательно;
- отвечать громко, четко, с соблюдением логических ударений, пауз и правильной интонации.
Для речевой культуры обучающихся важны и такие умения, как умение слушать и понимать речь учителя и товарищей, внимательно относиться к высказываниям других, умение поставить вопрос, принять участие в обсуждении проблемы.
Гигиенические требования к уроку:
1. температурный режим;
2. физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания);
3. освещение;
4. предупреждение утомления и переутомления; использование физ. пауз
5. чередование видов деятельности (смена слушания выполнением вычислительных, графических и практических работ);
6. своевременное и качественное проведение физкультминуток;
7. соблюдение правильной рабочей позы учащегося;
8. соответствие классной мебели росту школьника.
Требования к технике проведения урока:
1. урок должен быть эмоциональным, вызвать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях;
2. темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся завершенными;
3. необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм;
4. доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;
5. по возможности следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения;
6. обеспечить соблюдение единого орфографического режима школы;